- В МВФ недавно заявили, что 40 бедных государств находятся сегодня под угрозой долгового кризиса. Как вы оцениваете это заявление?
Если говорить по существу, то многие страны сегодня находятся в долговом кризисе. Речь идет о более 19 стран из Азиатско-Тихоокеанского региона, которые находятся в стрессовой ситуации, и условия для них неблагоприятные. Одна из проблем — повышение процентных ставок по кредитам, которые связаны и с инфляцией, и с тем, что США повышает ключевую ставку. Это означает, что возможность брать в долг становится весьма дорогой. При этом долги как росли, так и растут во многом из-за политики больших трат во время пандемии. Эти долговые обязательства были нужны для того, чтобы бороться с пандемией, и сейчас настало время эти долги выплачивать. К тому же прибавилось много других факторов, один из них - конфликт на Украине. Все это отражается в низком экономическом росте, и в ООН видят, что эти факторы приведут к низкому уровню инвестиций. Мировая экономика находится в сложной ситуации, и так будет по меньшей мере два- три года.
- Экономисты говорят о том, что долговая нагрузка может привести к большим финансовым кризисам. Но понимают ли это правительства, которые не слишком озабочены правильным распределением долговой нагрузки?
Посмотрите, что недавно случилось в США. Обвал банков. А это первый знак. В ситуации, когда процентные ставки низкие, все достаточно комфортабельно: банки могут одалживать дешево и давать длинные деньги, чтобы зарабатывать больше. Но когда процентные ставки растут и одалживать деньги на короткий срок становится дороже, не у всех банков есть возможности с этим справиться.
В 2008 году был американский кризис, который потянул за собой всю мировую экономику, потому что мир связан друг с другом разными каналами: во многих странах ты можешь приобретать бонды любой страны. Если что-то случилось в одной части света, последствия наступают для многих. При этом для многих стран в этой связи остро встает проблема долгов. Готовясь к новой сессии Генассамблеи, ООН работает над тем, как снизить зависимость от долговых обязательств, найти звенья цепи, которые должны быть соединены вместе, чтоб справиться с ситуацией, которая грозит стать кризисной. Генсек ООН сегодня руководит рабочей группой, которая предлагает определённые изменения в обращении с долгами.
- Что это за изменения?
Наши рекомендации говорят не о том, чтобы не брать долгов, а следить за тем, чтоб использовать заимствования по-умному. Тратьте средства там, где они повышают продуктивность труда. Исследования показали, что страны, которые вкладывают в такие сферы как образование, здравоохранение и социальная защита, имеют большую производительность труда. Если страны вкладывают в это средства и накапливают долг, по моему мнению, это нормально, так как с течением времени они приносят плоды. Но многие страны этого не делают, и для них наш совет - усиление фискальной политики. Однако это зависит от политического аппетита руководства этих стран, на какие меры они могут пойти. Могут ли они пойти на то, чтобы снизить военные расходы? Например, моя родная страна Пакистан тратит огромные деньги на оборону, вместо того чтобы потратить эти средства на образование и социальные нужды.
Если страна тратит много денег на военные нужды, ей надо много занимать, а если неоткуда занять, то занимают в ЦБ, и это проблема для многих развивающихся стран. Опыт работы в Центральном банке Пакистана помог мне посмотреть на вещи по-другому, потому что если бы я занимался чистой наукой, все выглядело бы немного проще. Но когда ты сидишь в кресле и принимаешь решения, там много «политической экономии»: надо много заниматься построением политического консенсуса, что занимает много времени.
- Во время презентации на конференции вы говорили о том, как долг может помочь развитию. Хотелось, чтобы вы рассказали об этом простыми словами.
Давайте возьмем вопрос здравоохранения, образования и социального сектора. Если вы инвестируете в эти сферы, происходит развитие государства. Традиционный подход к долгу это игнорирует. Конечно, если вы будет инвестировать в эти сферы, ваша долговая нагрузка возрастет, но вы увидите более высокую производительность. Как пример разумного подхода к долгу возьмем Монголию, которая сейчас активно вовлечена в процесс Debt-for-nature swap, когда кредитор прощает долг в обмен на согласие правительства использовать средства на финансирование климатических проектов. Таким образом вы уменьшаете долг и используете ресурсы для того, чтобы потратить их на экологические нужды.
- В 2000-е годы правительство России выплатило долги международным организациям, используя возросшие цены на энергоносители. Насколько другие страны должны выплачивать долг первым делом?
Необязательно. Конечно, здесь есть политический фактор: не быть зависимыми. Но тут вопрос состоит в том, как ты выплачиваешь свой долг. Не забываешь ли ты об инвестициях, которые мог бы сделать. Еcли да, то не надо этого делать. Конечно, ситуация различается от страны к стране. Но в общем совет - не надо торопиться выплачивать долги, так как главное - использовать с умом заимствования. Эффективность - вот, что главное. Конечно, некоторые страны имеют одного большого кредитора, и он с ножом к горлу стоит буквально, да, тогда это другое дело. Но главное здесь, на что ты берешь деньги - на строительство больниц или постройку ракет?
- Каков китайский опыт обращения с долгами? Что можно извлечь из него как в позитивном, так и в негативном ключе?
Китай - это особенный пример в том, что касается долга. Это экономика, ориентированная на экспорт, у них долгое время был излишки средств, и они смогли создать большие резервы. Только в 2015 году они стали уходить от экономики, которая держалась на инвестициях в потребление, поэтому сейчас им надо тратить запасы. У них нет вопроса суверенного долга, у них большой корпоративный долг, он образовался из-за больших вложений в инфраструктуру. Во время локдауна Китай находился из-за этого на пороге кризиса.
- Как вы сегодня видите общее состояние мировой экономики и ее риски?
Долговой кризис пока не случился, но все больше и больше стран идут по этому пути. Другая проблема — это риски финансовой стабильности в контексте повышения процентных ставок. Этот цикл еще не закончен, и ФРС говорит, что будет повышать их, а развивающимся странам придется догонять. С повышением ставок риски для финансовой стабильности тоже увеличиваются. Конечно, это может быть не повторением 2008 года, но примерно похоже. Ведь если сегодня мы говорим о «пузыре» на рынке недвижимости, то и тогда тоже был «пузырь» на рынке недвижимости.
- Если вернуться к МВФ и Всемирному банку. Эти институты одалживают немало средств развивающимся странам, но многие из них критикуют их политику. Нужна ли реформа этим институтам?
Реформы нужны, чтобы было большее представительство развивающихся стран. Если взять Китайский банк развития, то он дает очень много займов. Китай стал главным кредитором развивающихся государств. Всемирный банк и МВФ были созданы в другом мире, и хотя это было много лет назад, эти институты по-прежнему доминируют. МВФ во многом остается инструментом внешней политики США. Я участвовал в переговорах по их программам, и можете мне поверить - влияние США здесь главное в том, кто получит, какие деньги и на каких условиях. Я думал, что это глобальные институты, цель которых обслуживать развивающиеся страны, но это не совсем так. Я помню, когда Пакистан принимал участие в войне с террором, случился «инцидент дружественного огня» (пострадали военные США - Finam.ru). Никакого отношения к программам МВФ это не имело, но выделение средств было приостановлено.
Свежие комментарии