Увеличение демографической нагрузки ввиду старения населения и сокращения рождаемости в Российской Федерации, создает серьезные вызовы для пенсионной системы нашей страны, требуя поиска новых решений. Это прослеживается в дефиците средств Социального Фонда РФ, который приходится покрывать за счет межбюджетных трансфертов. Исходя из этого, студенты 4 курса факультета экономической безопасности Сургутского государственного университета Токмаков Павел, Антипина Анна и Чубачук Юлия, представляющие команду «Мимо проходили» в форсайт-сессии «Будущее финансовых рынков» (FINFOR-2024), видят необходимость в работе над развитием негосударственных пенсионных сбережений. По их мнению, это повысит финансовую защищенность пенсионеров России к 2035 году. С работами других участников можно познакомиться на нашем сайте.
Глобальные демографические тенденции, такие как увеличение продолжительности жизни и снижение уровня рождаемости, представляют собой серьезный вызов для пенсионных систем во всем мире, и Россия не является исключением. Негосударственные пенсии предоставляют гражданам возможность самостоятельно формировать дополнительные источники дохода к моменту выхода на пенсию, снижая, тем самым, зависимость от государственного пенсионного обеспечения и повышая уровень собственной финансовой защищенности в пожилом возрасте. Развитие этого инструмента позволяет не только улучшить материальное положение будущих пенсионеров, но и снизить нагрузку на государство, способствуя улучшению сбалансированности пенсионной системы в целом.
Ключевым изменением на рынке является программа долгосрочных сбережений, запущенная в 2024 году, — это добровольный накопительно-сберегательный продукт, позволяющий гражданам копить капитал за счет личных средств и пенсионных накоплений. Гражданин заключает договор с НПФ, делает взносы, которые НПФ инвестирует. Государство софинансирует взносы (до 36 000 рублей в год), размер зависит от дохода гражданина (от 1 рубля на рубль при доходе до 80 000 рублей/мес до 25 копеек на рубль при доходе свыше 150 000 рублей/мес). Предусмотрен налоговый вычет до 52 000 рублей в год (при взносах до 400 000 рублей), страхование средств до 2,8 млн рублей и досрочное снятие в особых жизненных ситуациях. Минимальный срок участия – 15 лет. Договор ПДС может быть заключен и третьими лицами (юр. или физ.) в пользу других граждан. ПДС дополняет существующие продукты НПФ, предоставляя новый инструмент с государственной поддержкой. Участие в программе добровольное.
SWOT-анализ рынка НПФ в России
Сильные стороны | Слабые стороны |
Государственная поддержка | Недостаточная капитализация |
Потенциал роста рынка | Низкий уровень доверия населения |
Фидуциарная ответственность фондов | Недостаточная финансовая грамотность населения |
Определенный уровень гарантий от АСВ | Зависимость от рынка ценных бумаг |
Диверсификация вложений | Меньший объем льгот по сравнению с краткосрочными инвестициями |
Низкая привлекательность вложений, относительно банковских вкладов | |
Возможности | Угрозы |
Цифровизация внутри рынка | Уровень инфляции, превышающий доходность фонда от управления активами граждан |
Расширение перечня пенсионных продуктов | Массовое банкротство фондов из-за экономического кризиса |
Увеличение числа партнеров | Геополитическая нестабильность |
Повышение капитализации и уровня доверия населения, снижение зависимости от рынка ценных бумаг, улучшения привлекательности вложений, на наш взгляд, можно достичь за счет доступа НПФ к реальному сектору экономики.
Как это будет работать: граждане будут вкладывать средства в негосударственные пенсионные фонды, фонды в свою очередь будут анализировать инвестиционные проекты, предлагаемые государством (через специальную прозрачную платформу), и выбирать из них наиболее перспективные. Путем голосования участники фондов смогут выбирать из этих проектов то, что наиболее привлекательно для них. После выбора инвестиционного проекта фонд будет перечислять средства, необходимые для его реализации на счета платформы (возможно использование цифрового рубля), контролируемой государством. Государство будет выбирать подрядчиков для реализации данных проектов (снижение рисков). После выбора подрядчика со счетов платформы частями будет осуществляться финансирование реализации проекта. После выполнения проекта государство будет возвращать фонду средства, вложенные им, с условием платности их использования. Данное возмещение государство будет осуществлять за счет средств бюджета, а также средств, полученных (получаемых) от использования построенного объекта. Фонд может не полностью финансировать проект, т.е. допускается софинансирование.
Риски банкротства НПФ будут покрываться гарантией страхового возмещения от АСВ (в размере до 2,8 млн. на одного вкладчика по ФЗ № 555 ст. 10). Риски, связанные с недобросовестность поставщика, будут снижены за счет различных форм обеспечения (банковской гарантии, залога, поручительства и т.п.), можно будет использовать механизмы, существующие в системе госзакупок (по 44 и 223 ФЗ, например, внесение поставщиком части стоимости контракта, которую он вернет только после его выполнения).
В итоге мы получаем своего рода механизм государственно-частного партнерства, интегрированный в цифровую экономику. Строятся реальные объекты инфраструктуры (в том числе социально важные), население чувствует принадлежность к развитию страны и при этом увеличивает свои активы в НПФ, фонды также в плюсе от этого (т.к. получают определенный процент от управления активами граждан), а государство снижает нагрузку на бюджет и выполняет свои обязательства по улучшению качества жизни (за счет развития инфраструктуры).
Прогноз количества участников НПФ
Год | Количество участников НПФ, чел. |
2025 | 6 466 171 |
2026 | 6 521 490 |
2027 | 6 576 810 |
2028 | 6 632 129 |
2029 | 6 687 448 |
2030 | 6 742 768 |
2031 | 6 798 087 |
2032 | 6 853 406 |
2033 | 6 908 726 |
2034 | 6 964 045 |
2035 | 7 019 364 |
Источник: спрогнозировано авторами
Полная версия работы (Скачать)
Свежие комментарии