Директор по данным (CDO, Chief Data Officer) — довольно новая роль в российской ИТ-индустрии. И, как часто бывает в этой сфере деятельности, преимущественно мужская. Однако мы все чаще сталкиваемся с прекрасными исключениями, особенно в финансовом сегменте: в ряде крупных российских банков управление данными и аналитика находятся в руках женщин.
Мы поговорили с CDO «Газпромбанка», «Банка ДОМ.РФ» и директором трайба «Данные и аналитика» ПАО «МТС-Банк» о том, что для них значит работа с данными, какую пользу их офисы приносят бизнесу и легко ли быть женщиной-руководителем.изображение: finam.ru
Кто такой CDO
CDO — Chief Data Officer, или директор по данным: топ-менеджер, в зону ответственности которого входит управление и использование собираемой банками информации как актива. Во многом благодаря работе офиса CDO, в организациях происходит полномасштабная цифровая трансформация, включающая преобразование традиционных продуктов и услуг в «цифровую» форму. CDO понимает, как сделать данные полезными и превратить их в инструмент получения прибыли.
Как вы стали CDO? Почему выбрали эту профессию?
Ольга Борисова, начальник департамента планирования и анализа розничного бизнеса «Газпромбанка»:
|
Мария Осташова, руководитель Платформы данных и аналитических систем АО «Банк ДОМ.РФ»:
- Мне кажется, что данные окружали меня всегда, сколько я себя помню. В детстве я занималась шахматами, получила звание мастера ФИДЕ. Думаю, шахматы повлияли на образ мышления и во многом сформировали мой дальнейший путь в целом, привив любовь к точным наукам. В 2009 году я окончила НИТУ МИСиС по специальности «Прикладная информатика в экономике», работала в банковском ИТ, занималась разработкой прикладного ПО и реализацией проектов на хранилище данных. Работа с большими данными — это моя страсть. Я точно знала, что хочу развиваться в этом направлении, и рада тому, что наша отрасль с каждым годом становится все более востребованной.
Юлия Кветкина, технический директор трайба «Данные и аналитика» ПАО «МТС-Банк»:
- В школе я любила математику, в университете — математическую статистику и методы оптимизации. А в 90-е модно было учиться на банковское дело. Как-то очень логично из этого появился интерес к области данных в банковской сфере. Никогда не жалела о выборе и считаю эту тему самой любимой, хотя уже приходится заниматься не только ей.
Какие проекты реализует директор по данным
В зону ответственности директора по данным входят самые разные проекты, включающие в себя решение задач по сбору, анализу, хранению информации, проверке гипотез, достижению намеченных результатов в бизнесе, включая финансовые. Основными, конечно, являются задачи построения корпоративных хранилищ как инструментов работы с данными.
Как работа с большими данными и офис CDO помогают бизнесу организации? Какие интересные задачи приходится решать и с какими трудностями сталкиваетесь?
Мария Осташова:
|
Юлия Кветкина:
- Как истинный математик, скажу, что решения в бизнесе нужно принимать на основании данных. И даже когда решение кажется вам выбранным просто интуитивно, часто после того, как случится успех, вы находите ту самую гипотезу, которая «выстрелила», то есть четкое алгоритмическое обоснование вашему интуитивному решению. Вы просто не видите бизнес-гипотезу, а она есть. С этим же связаны и основные трудности: иногда бизнес-вывод может быть просто неверным, например, из-за плохого качества данных или неточной трактовки. В этом и есть суть работы с данными, нужно уметь их «готовить».
Ольга Борисова:
- Сейчас я отвечаю абсолютно за всю работу с данными розничного бизнеса в «Газпромбанке»: и за их автоматизацию, и за отчетность, и за анализ, и за бизнес-выводы и контроль драйверов бизнеса. Данные в нашем банке — это единственный способ принятия решений руководством. Эти же данные использую в планировании как финансовом, так и продаж: насколько они будут чистыми, настолько полным и доскональным окажется мое планирование. Это разнообразие и широта задач крайне интересны для меня, поскольку я всесторонне использую данные, а не просто загружаю их в хранилище. С помощью данных мы находим много путей для оптимизации наших расходов, сами же потом ведем проекты по их оптимизации. Реализуем модели численности различных подразделений для прогнозирования нагрузки, улучшаем процессы в продуктовых командах. Все это помогает прогнозировать расходы того или иного подразделения, работающего на розничный бизнес. Мне очень интересно, как данные используются в бизнес-процессах и напрямую влияют на них: сегодня ты решил задачу, завтра она повлияла на бизнес, а через три месяца уже можно посчитать финансовый результат, который она принесла. Сама разработка ради разработки уже не цель, и это совсем не про наш банк.
Мужчины и женщины в российском ИТ
Согласно данным hh.ru, за последние годы доля женщин — ИТ-специалистов выросла на 2 п. п. — с 30% в 2021 году до 32% в 2022-м. Примерно каждый третий соискатель работы в ИТ — женского пола. Однако, как отмечают представители «Хабр карьеры», сохраняется ощутимая разница по размеру желаемой зарплаты между мужчинами и женщинами.
Влияет ли как-то на вашу работу с подчиненными или бизнес-заказчиками то, что вы женщина?
Юлия Кветкина:
|
Ольга Борисова:
- Где-то в ДНК у людей все еще сохраняется уверенность, что айтишник не женская профессия. До сих пор и в бизнесе, и в ИТ работает больше мужчин. У них совершенно другой стиль общения, принятия решений. Больше разума, меньше эмоций. У меня, как у женщины-руководителя, есть вариантность стилей. Я могу как вести себя достаточно жестко, не уступая коллегам-мужчинам, так и где-то удивить их, воспользовавшись женскими чарами. Например, попросить у непримиримого коллеги помощи, как девочка. И это помогает мне лучше коммуницировать и порой решать конфликтные ситуации, справиться с которыми коллеги-мужчины бессильны.
Мария Осташова:
- В первую очередь всегда ценится профессионализм. Нам удалось собрать отличную команду людей, влюбленных в свою профессию и имеющих огромное желание развивать дата-сегмент в банке. Важна гибкость, умение работать в команде, коммуникация. Ну и конечно, задор, любопытство, мягкая улыбка — это то, что формирует женщину. Женщину-руководителя в том числе. Создает баланс.
Как вы считаете, женщине труднее быть руководителем, чем мужчине?
Ольга Борисова:
- Я считаю, что женщине легче быть руководителем, так как мы более гибкие. Мужчины давят либо на административную, либо на денежную составляющую. А мы можем балансировать, скрепляя команду как на эмоциональном уровне, так и за счет жесткой мотивации. Мне обычно непросто найти себе подчиненных — руководителей нижестоящего уровня, но, как показывает практика, девушки действительно лучше справляются и со стрессами, и с людьми.
Мария Осташова:
- Я с большим уважением отношусь к мужчинам и вижу много талантливых мужчин-руководителей среди коллег, а также достойных, умных и красивых руководителей-женщин. Любой руководитель — это про ответственность и умение принимать решения.
Юлия Кветкина:
- Да, женщинам немного труднее именно строить карьеру, не забывая о семье, детях, личностном росте. Но между руководителями-мужчинами и руководителями-женщинами, как мне кажется, разницы особой нет.
Сталкивались ли вы когда-нибудь с коллегами, которые относились к вам несерьезно / дискриминировали?
Мария Осташова:
- Мне никогда не приходилось сталкиваться с таким. Я не соревнуюсь с мужчинами. В бизнесе крупного банка, корпорации очень важно быть единым организмом. И когда мужчины и женщины дополняют друг друга, это прекрасно.
Юлия Кветкина:
- Откровенной дискриминации никогда не было. Чаще сразу прислушивались, так как редко встречали женщину — «технического директора». В формате шутки могу вспомнить один давний случай. Я работала программистом в одной компании и уже тогда изучала мир хранилищ данных. Мужчина-руководитель как-то сказал, что мне нужно бросать программирование, так как лучшая профессия для женщины в области данных — это только бухгалтер в той самой компании. Хорошо помню, как сильно хотелось доказать ему, что он ошибается. Это была здоровая злость, а не обида.
Ольга Борисова:
- Не буду скрывать, я постоянно сталкиваюсь с дискриминацией, особенно часто подобные случаи происходили в начале моей карьеры. В то время позволялось открыто дискриминировать женщин. Сегодня дискриминация стала скрытой, но ее все еще можно заметить. Например, коллегам-мужчинам нередко отвечают быстрее, чем мне. В таких случаях я привожу своему руководителю конструктивные выкладки, лишенные эмоций, и прошу решить возникший вопрос. Давно заметила, что взрослые, зрелые мужчины, успешно реализовавшие себя в профессии и избавившиеся от комплексов, обычно не позволяют себе проявлять дискриминацию и выступают за конструктивное общение.
Какие свои преимущества выделяете по сравнению с мужчинами-CDO?
Юлия Кветкина:
- Не хотела бы выделять преимущества, просто хочу поздравить всех женщин с наступающим праздником! Хотелось бы видеть больше девушек в ИТ.
Ольга Борисова:
- Женщины по природе своей многозадачны: мы можем одновременно заниматься и ребенком, и хозяйством, и рабочими вопросами. Для разных ролей в бизнесе нужны разные навыки, для роли CDO необходимо умение работать с многофакторностью информации, когда со всех сторон сыпется информация и надо принимать решения. Например, я не так сильна в переговорах именно из-за своей эмоциональности, но мне это в работе с данными и не нужно в первую очередь. Так, я вела деловые встречи до самого входа в родовую палату. Конечно, такая многозадачность забирает много энергии, но в критической ситуации я могу взвесить в голове много за и против и принять решение. Абсолютно уверена, навыки работы в многозадачном режиме необходимы CDO, так как для того, чтобы быть успешным в нашей профессии, у CDO должен быть нестандартный подход к данным: мы одновременно думаем и о бизнес-процессе, и об ИТ-реализации, и о самих данных, и о том, где мы их применим и какой доход получим.
Мария Осташова:
- Я довольно много общаюсь с коллегами — мужчинами-CDO. Сейчас начинают формироваться полноценные дата-комьюнити, в финансовых организациях в том числе, существуют площадки для обмена опытом. Здесь важно говорить не о чьих-либо преимуществах, а о желании и умении быть полезными друг для друга, двигать отрасль в целом.
Как вы развиваетесь профессионально и что считаете своей опорой?
Ольга Борисова:
- В профессиональном развитии я делаю акцент на коммуникативных навыках и решении огромных задач кросс-департаментов. Я достаточно эмоциональный человек, и мне важно разделять эмоции и работу. Этому необходимо учиться. Например, раньше я очень болела за результат и мне было крайне больно, когда он не достигался. Сейчас отношусь к неудачам как к точкам роста и полезному опыту в жизни и профессии. И конечно, опорой считаю мою любимую команду, которую я собрала уже в третий раз за свою карьеру. Без опоры на команду не решить грандиозных задач.
Мария Осташова:
- Наша сфера, как и вообще все ИТ, развивается очень динамично, поэтому я стараюсь читать свежие новостные обзоры, смотреть сравнения и аналитику, следить за новыми инструментами, совместно с командой обсуждаю, как их можно применить у нас. Мы стараемся развивать культуру работы с данными и принятия решений на основе данных внутри «Банка ДОМ.РФ». Впереди еще большая работа, но уверена, что мы движемся в нужном направлении. Я очень благодарна поддержке со стороны моего руководства и моих коллег. Невероятно ее ценю. Считаю, что мне вообще очень везет с людьми.
Юлия Кветкина:
- Опорой на работе считаю свою команду, без нее никак. В личной жизни силы придает семья и дети. Скучать просто некогда.
Как вы считаете, возможно ли совмещать работу и личную жизнь?
Мария Осташова:
- Конечно. Я глубоко убеждена, что миром правит любовь. Любовь к жизни, к своей профессии. И самое важное, любовь к семье, к своим близким. Семья — это опора. Это когда ты от всей души отдаешь и каким-то удивительным образом получаешь еще больше.
Юлия Кветкина:
- Да, всегда возможно. Только в каждый момент времени это вопрос процентного соотношения и приоритетов. Главное — не слушать чужое мнение, а расставлять их так, как комфортно именно вам и именно в этот момент времени. И не забывать регулярно пересматривать эти приоритеты, прислушиваясь к себе.
Ольга Борисова:
- Работу и личную жизнь можно легко совмещать, и у меня это отлично получается. У меня двое детей, муж, собака. Для баланса важны взаимные договоренности и выбор из взрослой, взвешенной позиции. С супругом мы всегда можем поговорить, поделиться, рассказать друг другу о чувствах, поддержать и морально, и физически. Все дела делаются вместе из позиции партнеров и наличия свободного времени. Я работаю дольше — он уже много лет готовит детям и себе ужин. Я уже давно перестала задерживаться до ночи на работе. Например, вряд ли я променяю встречу с подругами или кино с семьей на работу. Стараюсь планировать рабочее время и важные встречи таким образом, чтобы везде успевать. Когда-то я трудилась по 12–14 часов в день, это было необходимо для наработки опыта. Теперь же для того, чтобы успеть выполнить все запланированные задачи, мне достаточно 8 часов рабочего времени: я принимаю решения, которые реализуются уже руками моей команды.
Свежие комментарии