На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Бесарте.ру

182 подписчика

Свежие комментарии

  • людмила пригарина
    А глаза почему круглые? От удивления своего происхождения?Откуда произошел ...
  • Сергей Андросов
    От казахов, неужели не понятно? Казахские " ушоные" не дадут соврать!Откуда произошел ...

Экономический пузырь: что это такое и как возникает?

Экономический пузырь — это ситуация на рынке активов (недвижимость, ценные бумаги) при которой цена резко возрастает под влиянием ажиотажного спроса, что в свою очередь вызывает усиление интереса со стороны других покупателей и в результате стоимость продукта становится неадекватной.

Приобретатели попадают в сложную ситуацию, когда заканчиваются те, кто готов или способен покупать.

Экономика устроена таким образом, что спрос рождает предложение и стимулирует потребление, однако у всех процессов есть финальная точка. Когда цена достигла пика и совершать сделку на таких значениях никто не хочет или не может, ценность продукта теряется, что обваливает его стоимость.

Примеры экономического пузыря

Например, в маленьких городах условия жизни стали не самыми лучшими, нет работы, вариантов развития, качественной инфраструктуры. Люди массово переезжают в крупный город по соседству и естественным образом нуждаются в жилье. Ажиотажный спрос приводит к тому, что на рынке появляется огромное количество покупателей, в то время как количество товаров (квартир и домов) ограничено.

Когда на одну квартиру трое покупателей, продавец хочет извлечь больше прибыли и если один предлагает миллион, второй 1 200 000, а третий 1 300 000, сделку лучше заключить с последним. Двое остались ни с чем, но им по прежнему нужно где-то жить. Они продолжают искать, но на рынке уже на один объект меньше, а это значит, что эти двое обратят внимание на квартиру, которую до них хотел купить, например, один человек.

Они приходят и предлагают миллион и 1 200 000, в то время как третий готов отдать 1 300 000, чтобы выиграть конкуренцию. Сделку совершают с ним. И эти двое продолжают искать в то время как на рынке стало меньше ещё на один объект. Это как игра в стульчики, когда все бегают под музыку, а потом кому-то не хватит табурета.

Продают тем, кто готов заплатить больше и бум спроса провоцирует конкуренцию при которой все товары точно купят и сделают это те, у кого больше денег. Следовательно цена устремляется вверх. Чем больше спроса на коротком промежутке времени, тем выше вероятность возникновения пузыря.

Когда волна потребления закончится, а возникший объём покупателей снизится, на рынке сложится забавная ситуация — обладатели активов не хотят продавать дешевле, чем покупали, но за эти деньги никто не готов брать. Те, кому срочно нужно избавиться от объекта будут вынуждены сильно сбивать цену и остальным придется делать также, потому что если точно такая же квартира стоит 5 000 000, а ты просишь 7 000 000, при низком спросе её никто не никогда не купит. Экономический пузырь лопается.

Причины экономического пузыря

Экономический пузырь никто не создаёт специально, это всегда побочное действие каких-то сторонних процессов. Поэтому можно смело сказать, что возникают они искусственно, в результате действий человека, но такой цели никто не ставил. Так уж вышло.

Всплеск возможностей

Многие хотят, чтобы государство позаботилось о своих гражданах и позволило брать ипотеку под очень низкие проценты, а лучше вообще в рассрочку. Им кажется, что так каждая семья сможет обзавестись собственным гнёздышком и все будут счастливы. Но эти размышления похожи на те, что преследовали меня в детстве — я задавался вопросом «почему нельзя просто напечатать много денег, чтоб всем на всё хватало?».

Яркий пример — кризис 2008 года начавшийся в США. Там при очень сильной экономике и крайне низких процентных ставках по ипотеке решили пойти дальше и дополнительно снизили ставку по закладной (кредит на жильё). Доступность резко возросла и практически любой гражданин смог приобрести дом или квартиру.

Возник тот самый ажиотажный спрос в результате которого сделок на рынке недвижимости стало невероятно много. Цены полетели вверх, основная масса потребителей уже удовлетворили свои потребности, остальные даже в новых условиях не могли себе позволить покупки. Платить такие деньги было некому. А сам факт резкого спроса на жильё разогнал инфляцию.

Но финансовые трудности случаются, плюс многие покупали с целью перепродажи, кто-то перестал осилять платежи по кредиту и люди захотели жильё продать. Но когда ты купил за 10 000 долларов, потом цена взлетела до 15 000 и закончились желающие, продать стало невозможно. Экономический пузырь лопнул, стоимость жилья резко снизилась и стала ниже, чем цена покупки. Даже продавая квартиры люди оставались в долгах.

Когда падают ставки по кредиту, всегда растёт стоимость товара. Это закон о котором люди забывают. Поэтому потребитель ничего не выигрывает, он платит не 9% годовых, а 2%, но и продукт покупает не за 2 000 000, а за 5 000 000.

Если вам вдруг кажется, что можно снизить проценты по займам и запретить повышать цены, то я вас разочарую. Допустим сегодня лада гранта стоит под миллион, я считаю, что это очень дорого. Готовы лично вы, купившие её тысяч за 600  в прошлом году, продать мне её за 450 потому что это её справедливая, на мой взгляд, цена? Подумайте, предложение в силе.

Резкий рост денежной массы

У людей в любые времена есть деньги. Их никогда не хватает, но они всегда есть, такой парадокс. На фоне различных событий может случится так, что их срочно приходится тратить, чтобы не пропали, например. Так было в 2014 году, когда на Россию впервые наложили серьёзные санкции и доллар начал дорожать. Страх потерять все сбережения вызвал ажиотажный спрос на бытовую технику. Люди просто не знали куда деть деньги, лишь бы спастись от девальвации.

Я в те годы занимался маркетингом в агентстве недвижимости и хорошо помню как люди в 2014 покупали квартиры за 2 000 000, а спустя 4 года не могли их продать даже за 1 300 000. При то, что сделали там ремонт. В Москве, Питере и других мегаполисах спрос поддерживался за счет приезжих из этих же бедных регионов, поэтому цены устояли, а вот в малых городах экономический пузырь лопнул. И принёс немало горя в виде финансовых потерь.

Спрос был вызван потрясением, люди активно тратили накопления и набирали ипотечные кредиты, но никто в 2014 году не стал богаче. Экономика начала слабеть и этот процесс не прекратился до сих пор. Цены, вызванные всплеском потребления оказались неадекватными для реальных условий. Поэтому случилось то, что случилось.

Купил за рубль, а теперь за 20 копеек избавиться было бы замечательно. И так во многих регионах. Только инфляция немного восстановила баланс, однако 2 000 000 в 2014 году и 2 000 000 сейчас это совершенно разные деньги. Их ценность упала, это тоже важно учитывать. Поэтому почти все покупатели квартир в тот период оказались в проигрыше.

Ошибочные данные и лживая статистика

С ценными бумагами ситуация немного другая. Экономический пузырь на фондовом рынке возникает в результате спекулятивной информации и неоправданных ожиданий. Например, многие люди поддаются прогнозам, основанным на мнении так называемых экспертов.

Допустим кто-то спрогнозировал рост цен на уголь. Сослался на какие-то исследования рынка, отчеты компаний или просто выдумал этот «факт». Через СМИ информация разлетелась и инвесторы поняли, что акции угледобывающих компаний должны сильно дорожать в ближайшее время, потому что вырастет прибыль. Открывается много сделок на покупку актива.

Другие видят растущий график, начинают интересоваться причинами и обнаруживают прогноз, который вызвал данный эффект. И тоже покупают. Так многие бумаги совершенно несправедливо и необоснованно дорожали до невероятных значений. Это и называется спекулятивный экономический пузырь на фондовом рынке.

Прежде чем открывать брокерский счет стоит разобраться в этих деталях, в противном случае можно купить активы по завышенной цене и потом много лет сидеть в  просадке. За счет дивидендов конечно окупится, но видеть минус никому не хочется и лучше подобных раскладов избежать.

Как они лопаются?

Экономический пузырь всегда состоит из трёх фаз, каждая из которых довольно стремительная. Но это не значит, что существование необоснованной цены быстро прекратится, многие подобные ситуации длятся месяцами и даже годами.

Первая фаза — возникновение. Появление той самой причины ажиотажного спроса. Это снижение ставок по ипотеке, сильные новости или мгновенный рост денежной массы. Вторая фаза — восходящий тренд стоимости. Здесь цена постоянно увеличивается до тех пор, пока не достигнет пика. Где пик никто не знает, для этого нужно анализировать спрос.

И уже потом наступает третья фаза — конец. Все кто хотел и мог купить, купили. Далее владельцам по разным причинам нужно продать, но спроса уже нет, никто не берет, тем более по такой цене. Приходится снижать цену, чтобы она стала доступна тем, кто всё ещё готов приобрести, но обладает ограниченными финансами. Появление актива по сниженной цене вынуждает делать также остальных. Ну, либо годами сидеть в ожидании покупателя.

Самая большая головная боль наступает у людей, взявших актив в кредит или с использованием заёмных средств. Мало того, что они приобрели его по завышенной цене, так ещё и переплатили проценты. В квартире сделали ремонт. Здесь потери могут быть существенные. В случае массовости события может обвалиться экономика целой страны и даже, как показал 2008 год, выйти за пределы, уронив экономику всего мира. Вот такая это забавная штука.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх